Падуя / Падуя / Padova

Палаццо Бо и Orto Botanico

Нам известно, что первые, предварительные, испытания Скорина проходил в церкви святого Урбана, а финальный экзамен состоялся в архиепископском дворце. Церковь св. Урбана вместе с оспитиумом (что-то вроде гостиницы или приюта для странников), согласно сохранившимся документам, была построена еще в XII веке, но я ее в современной Падуе так и не нашел. А вот дворец архиепископа и поныне стоит рядом с местным Дуомо. В нем сейчас располагается музей Diocesano, в котором собраны произведения церковного искусства (живопись, скульптура, рукописи). Не самый, откровенно говоря, интересный музей Падуи, хотя капеллу Бароцци (она же Санта-Мария дельи Анжели) с триптихом Якопо Мантаньяна, посмотреть стоит обязательно.

Если спуститься от собора в направлении площади Прато дела Валле, можно выйти к знаменитому ботаническому саду (Orto Botanico). Это один из первых ботанических садов в Европе, он был разбит в 1545 г. решением Сената Венецианской республики и имеет прямое отношение к медицинскому факультету Падуанского университета — изначально здесь выращивали только лечебные травы. Впоследствии начали сажать и экзотические растения, которые венецианские купцы привозили из путешествий по всему миру. Сегодня, например, падуанский ботанический сад известен своими экземплярами магнолий и гинкго, которые считаются старейшими в Европе.

Первым директором Orto Botanico был последователь Везалия доктор медицины, анатом Габриэль Фаллопий (его имя не случайно сохранилось в названии фаллопиевых труб — органа, соединяющего полость матки с брюшной полостью). Совмещение должностей лекаря и ботаника в то время было нормой. Достаточно сказать, что и сам Скорина в конце своей карьеры служил врачом и ботаником при дворе чешского короля Фердинанда Габсбурга. До сих пор спорным остается вопрос, имел ли он отношение к саду на Градчанах в Праге. Скорее всего — нет, более вероятно, что он ухаживал за садом в Крумлове. После смерти Франциска Скорины эта должность досталась его младшему сыну Симеону.

pic1В 1997 году Orto Botanico Падуи вошли в список объектов ЮНЕСКО как архетипический для Европы ботанический сад. Центральная, историческая его часть, огороженная стеной, сохранилась в том виде, в котором ее спланировали и застроили в XVII—XVIII веках. Здесь до сих пор выращивают лекарственные и редкие растения. Территория сада украшена фонтанами и скульптурой, по ней приятно просто прогуляться, особенно весной-летом, когда все находится на пике своей формы. Там можно немного перевести дух, готовясь к посещению музея или очередному изнурительному марш-броску по городу.

Мы же по Via Umberto I и Via Roma выйдем к очаровательному ренессансному дворцу — Палаццо Бо (Palazzo del Bo). Это самое старинное из сохранившихся зданий города, принадлежащих университету.

Дворец был построен в 1552 году архитектором Андреа Морони на месте постоялого двора «Знак быка» (Albergo del Bove), который был подарен университету в 1539-м. Отсюда и название дворца: Bo на венецианском диалекте означает «бык». Но занятия в гостинице «Знак быка» проводились профессорами университета как минимум с 1493 года. Это была общераспространенная для средневековья практика — нередко лекции читались даже в тавернах, специальных учебных помещений долгое время просто не существовало.

Как и большинство ренессансных дворцов, Палаццо Бо нужно осматривать не только и не столько снаружи, сколько из уютного внутреннего двора, который напоминает шкатулку. Ровный прямоугольник по периметру окружает двухэтажная колоннада — внизу колонны выполнены в строгом дорическом стиле, на верхней галерее — в ионическом. Стены украшены гербами ректоров и фресками. На одной из стен – памятная доска, посвященная Франтишку Скорине. На площадке перед лестницей, ведущей на второй этаж, скульптурный бюст первой в мире женщины-доктора философии — Елены Лукреции Корнаро Пископиа, которая окончила философский факультет университета в 1678 году.

Особую атмосферу этого места усиливают вполне современные, живые студенты, которые ходят по галереям и дворику – дворец до сих пор используется как здание ректората. Однако рабочий график не мешает тому, чтобы раз в день проводить экскурсию по святая святых Палаццо Бо — так что у всех есть шанс собственными глазами увидеть кафедру, с которой читал свои лекции Галилей, анатомический театр и Зал сорока.

Надо сказать, что анатомические театры сохранились во многих европейских университетах. Например, в той же Болонье. Но ни один из них не производит такого впечатления, как падуанский. К тому же он – самый старый из всех сохранившихся. Его спроектировал уже упомянутый патолог Фабриций Аквапенденте, ученик Фаллопия, в 1594 году. Использовали этот анатомический театр по прямому назначению вплоть до 1872 года.

Войти туда можно из зала медицинского факультета, через маленькую дверь, над которой помещен герб Аквапенденте. Кстати, в самом зале, наряду с портретами профессоров и деканов, можно увидеть и черепа, выставленные в витринах. Они принадлежали членам факультета, которые завещали свои тела университету для проведения вскрытия — трупы были в дефиците, и двигать вперед анатомию приходилось, в том числе, таким самоотверженным способом.

Сам театр деревянный, эллиптической формы, состоит из шести ярусов, которые нависают над прозекторским столом. Все вместе это чем-то напоминает игрушечный, миниатюрный Коллизей — так же элегантно и гармонично. Несмотря на камерный внешний вид, галереи театра вмещают не меньше 200 зрителей. Очевидно, что это количество значительно превышает численность студентов-медиков. Дело в том, что каждое вскрытие являлось событием общегородского масштаба. Поэтому на нем присутствовали не только преподаватели и студенты университета, но и городские власти, а также просто зрители. Места на галерее они занимали в соответствии со своим статусом: первый ярус был предназначен для профессоров университета, представителей светской и церковной власти, в середине — места студентов, галерка отводилась любопытствующей публике, которая платила за вход деньги. Говорят, во время вскрытия зрителям даже подавали напитки, хотя в это трудно поверить с учетом характера самого представления.

Еще одно помещение Палаццо Бо, куда вас непременно отведут во время экскурсии, называется Зал сорока. Именно здесь проходят самые торжественные академические церемонии. Название зал получил по числу портретов иностранцев, которые больше всего прославили Падуанский университет. Примечательно, что работы над залом велись в 1942 году. Формально и фактически Италия тогда находилась в состоянии войны со странами Антигитлеровской коалиции, однако это не помешало университетским властям украсить зал портретами выдающихся англичан, поляков, белоруса и русского — представителей вражеских для фашистского режима государств. Этот жест лучше всего характеризует итальянцев и элиту этой страны, которая веками воспитывалась в духе солидарности всех людей науки.

pic2С портретом Скорины не обошлось без курьеза. На фреске из Зала сорока изображен худой, гладко выбритый и коротко стриженный монах-аскет — ничего общего с хрестоматийной гравюрой из скориновского издания. Художник Джакомо Форно, очевидно, не имел представления о существовании автопортрета Франциска Скорины и поэтому нарисовал абстрактного доктора медицины начала XVI века.

Помимо нашего знаменитого соотечественника в Зале сорока есть еще одна важная фреска — портрет Стефана Батория, избранного в разгар Ливонской войны королем польским и великим князем литовским. Думается, ему студенческий опыт после коронации очень пригодился. Будучи мадьяром, он не говорил ни по-польски, ни по-белорусски. Его подданные, в свою очередь, не понимали венгерский. Поэтому языком общения при дворе Батория в Гродно являлась латынь, которой падуанский выпускник владел свободно.

Кстати, помимо университета, короля и первопечатника еще кое-что связывает. Именно благодаря полководческому таланту Стефана Батория в 1579 году родной город Скорины — Полоцк — был возвращен ВКЛ после 16 лет оккупации русскими войсками.