Венеция / Венецыя / Venezia

Перегринация Сиротки

В 1582 году, спустя 8 лет после торжественной встречи Генриха Валуа, из Несвижа в Венецию прибыл князь Николай Криштоф Радзивилл по прозвищу Сиротка.

Даже для историков Сиротка всегда находился в густой тени своего более известного и прославленного отца — Николая Радзивилла Черного. Но, если разобраться, именно Николай Криштоф, а не его отец, задал долгосрочные векторы многих политических, культурных и даже экономических процессов в ВКЛ.

Сиротка первым учредил ординацию — аналог английского майората, закрепив принцип перехода наследства к старшему сыну в роду. Благодаря этой юридической новации Радзивиллы смогли защитить свои богатства от постоянного дробления между наследниками, обеспечить себе устойчивое экономическое и, соответственно, политическое доминирование в Речи Посполитой.

Но самым важным поступком Сиротки, имевшим наиболее серьезные последствия для истории всего региона, стало его покровительство иезуитам и переход из кальвинизма в католичество. Не случись этого, кто знает, сегодня мы могли бы жить в протестантской стране со всеми вытекающими, включая совершенно другую трудовую этику, политическую и культурную ориентацию на Северную Европу и т.д.

Кстати, Николай Радзивилл Сиротка хорошо знал Генриха Валуа. Он лично ездил в Париж в 1573 году как посол от ВКЛ, чтобы пригласить французского принца на престол. Затем сопровождал его в Польшу и прожил при краковском дворе четыре месяца короткого правления Валуа.

В отличие от Генриха, Сиротка прибыл в Венецию не в поисках развлечений, а выполняя свой религиозный долг — отсюда он отправился в Святую Землю. Еще в 1575 году у Радзивилла резко ухудшилось здоровье, а когда болезнь немного отступила, он дал обет совершить паломничество к Гробу Господню. В последующие годы то личные обстоятельства, то государственные (шла Ливонская война) мешали ему сдержать обещание, но в сентябре 1582, отпросившись у короля и составив завещание, Сиротка выехал из Несвижа в Венецию, чтобы сесть на корабль и отправиться в Палестину. Домой он вернулся лишь в июле 1584.

За без малого два года Радзивилл посетил Австрию, Италию, Далмацию, Грецию, Сирию, Палестину и Египет. В этом путешествии Сиротку, как и любого аристократа, сопровождала по-настоящему интернациональная свита, куда входили немцы, поляки, «прусяне» (не очень понятна их этническая принадлежность) и два литвина. Первый — близкий друг князя, его доверенное лицо на протяжении всей жизни — Андрей Скорульский. Они даже после смерти остались неразлучны: Скорульский похоронен в костеле Божьего Тела в Несвиже, там же, где покоятся все Радзивиллы, начиная с Сиротки. Второй литвин из числа участников пилигримки — Еремей Гермек — являлся поваром князя. Из чего мы можем сделать вывод, что Сиротка был не только политическим, но и гастрономическим патриотом ВКЛ.

Во время путешествия Сиротка вел дневник Peregrinatio (пилигримки, паломничества), который впоследствии был переработан и издан на латыни в 1601 году, став, как сказали бы теперь, бестселлером. Книга еще при жизни Сиротки была переведена на польский и немецкий, выдержав несколько изданий. В России в XVII веке ходили рукописные версии «Перегринации», в следующем веке ее вновь перевели на русский и напечатали в Петербурге в 1787 году.

Сиротка довольно подробно описал свое путешествие, привел множество любопытных сведений о местах, в которых ему удалось побывать, но парадоксальным образом практически ничего не рассказал о Венеции. Между тем, в этом городе он провел четыре с половиной месяца перед отплытием в Палестину, включая сезон карнавала. Да и после возвращения из Египта ему потребовалось, по крайней мере, несколько недель для подготовки отъезда в Несвиж.

Но вместо ярких заметок о Серениссиме мы находим лишь скудные строчки о нескольких эпизодах этого многомесячного пребывания. Сначала Сиротка упоминает о своей встрече с венецианским дожем Николаем де Понте (Николо да Понте), от которого он получил подорожную грамоту. Затем бегло рассказывает, что советовался с несколькими лицами духовного сословия, долго жившими в Палестине. Наконец, описывает, как 10 апреля 1583 года прибыл со спутниками в монастырь на одном из островов Лагуны, где, причастившись в церкви Санта Мария делле Грацие, они облачились в платье пилигримов и на следующий день сели на корабль, следовавший в Далмацию.

Сейчас упомянутый Сироткой остров необитаем, и ничто не напоминает о паломниках, отправлявшихся оттуда в Святую Землю. Речь идет о небольшом намывном острове Благодати (делле Грацие), который находится неподалеку от Сан Джорджо Маджоре. С 1284 года на нем располагался приют для пилигримов. Позднее был построен монастырь иеронимитов и церковь с чудотворным образом Девы Марии, который и дал название всему острову. Со временем приют, церковь и монастырь пришли в упадок и разрушились. Наполеон устроил на острове пороховые и оружейные склады, которые во время случайного пожара взлетели на воздух. Наконец, в середине XIX века здесь располагалась инфекционная больница.

И все-таки, неужели Венеция, это рукотворное чудо на воде, не достойна более развернутого описания в дневнике князя? Я могу предложить только одно объяснение, почему Сиротка так обошелся с Серениссимой. Он ставил себе целью описать экзотические места, куда редко ступала нога европейского путешественника. А Венеция, несмотря на все ее красоты и величие, несмотря на экстравагантное расположение, была для Радзивилла привычным городом. Он и сам вскользь упоминает, что его здесь хорошо знали.

В Италию Сиротка ездил более или менее регулярно с середины 1560-х годов, но сколько раз он при этом бывал в Венеции, сказать трудно. В 1579 году во время осады Полоцка Николай Криштоф получил ранение в голову и вскоре уехал лечиться в Италию. Весной-летом 1580 года он находился недалеко от Падуи. По всей видимости, в городке Абано-Терме, который и сейчас славится своими термальными водами. Абано находится между Падуей и Венецией. Трудно представить, что приехав туда, Сиротка хотя бы на пару дней не заглянул в Венецию.

Во всяком случае, нам точно известно, что осень и зиму 1580-1581 Радзивилл провел в Серениссиме. Он уже тогда хотел отправиться в Палестину, но отложил путешествие из-за эпидемии холеры, которая третий год свирепствовала на Ближнем Востоке и в Греции.

Читателя «Перегринации», по всей видимости, тоже нельзя было поразить рассказом о Венеции. К тому времени Серениссима уже являлась популярным туристическим местом. Первый путеводитель по городу Venetia città nobilissima et singolare («Венеция, уникальный и благороднейший город») был написан Франческо Сансовино (сыном Якопо Сансовино) и издан как раз накануне пилигримки Сиротки — в 1581 году. Шекспир, ни разу не выезжавший из Англии, в своих пьесах часто обращается к сюжетам из венецианской жизни — вспомним «Отелло» и «Венецианского купца» — и убедителен настолько, что кажется, будто он прожил в Серениссиме полжизни.

Планируя свое паломничество, Сиротка сознательно выбрал отправной точкой путешествия Венецию, хотя у него были и другие варианты. Король Стефан Баторий, например, советовал ему ехать в Палестину через Турцию и Константинополь, считая этот путь более коротким и безопасным. Однако Радзивилл предпочел поступить по-своему.

В результате маршрут его пилигримки — из Палестины в Египет, а оттуда в Венецию — в каком-то смысле являлся повтором прижизненных и посмертных странствий евангелиста Марка, святого покровителя Серениссимы. Как известно, после казни и воскрешения Христа Марк перебрался из Иудеи в Египет, став первым епископом Александрии. Именно из этого города венецианские купцы Буоно и Рустико в 828 году выкрали мощи святого. Впрочем, вряд ли Сиротка улавливал эти ассоциации, хотя, как можно прочесть в «Перегринации», в Александрии Радзивилл видел каменный обелиск, на котором по преданию был обезглавлен Святой Марк, а также молился в посвященной этому апостолу церкви.