Флоренция / Фларэнцыя / Firenze

Три короля и поклонение волхвов

Мы прибыли во Флоренцию 6 января — на праздник Трех королей. В этот день более 2 тысяч лет тому назад Каспар, Бальтазар и Мельхиор — три волхва, которых в западной традиции чаще называют королями, а на юге Европы, в Италии в том числе, магами, пришли в Вифлеем, чтобы поклониться Исусу и преподнести ему в дар золото, ладан и смирну.

Как оказалось, лучшего дня для приезда во Флоренцию и не придумаешь. Конечно, шире всего этот день отмечают в Испании. Именно на Три короля, а не на Рождество или Новый год, испанские детишки получают свои основные подарки. Но в Италии и особенно во Флоренции этот день также относится к числу наиболее почитаемых праздников.

Оставив свои вещи в гостинице, первым делом мы пошли полюбоваться собором Санта Мария дель Фьоре. Перед входом в Дуомо в специальном загончике, который символизировал вифлеемские ясли, стояли живые пони, ослик и вол. Точнее, я был готов поклясться, что видел быка или вола. Но, вернувшись из Италии и просматривая сделанные во Флоренции фотографии, ни на одной из них вола не обнаружил – камера запечатлела только пони и ослика в окружении восторженной публики. Скорее всего, произошла аберрация памяти: в следующие после 6 января несколько дней я так часто видел этих животных вместе на картинах, изображавших Adorazione dei Magi[1], что уже постфактум мой мозг скорректировал воспоминания.

Вообще говоря, в Евангелии от Матфея сюжет о восточных магах рассказан очень лапидарно, без подробностей. Канонические сегодня детали, включая количество волхвов, их имена и даже их царский (королевский) статус были домыслены гораздо позже. И хотя в эпоху Возрождения сюжет в целом уже устоялся, эта евангельская лаконичность давала художнику большую свободу в трактовке сцены поклонения волхвов. Авторские интерпретации оставили практически все великие мастера флорентийского кватроченто[2]. У одного Сандро Боттичелли минимум пять картин на этот сюжет, причем ни в одной из них он не повторяется.

Считается, что тема волхвов была популярна из-за Медичи — главных заказчиков флорентийского искусства той поры. Условный основатель династии Козимо Старый был главой религиозного братства трех волхвов, которое устраивало городские представления на Три короля, по крайней мере, с 1446 года. После Козимо эту должность занимали его сын Пьеро Подагрик и внук Лоренцо Великолепный.

Хотя, возможно, все обстояло прямо противоположным образом. Праздник был любим флорентийцами задолго до того, как Козимо Старый возглавил братство. Медичи лишь воспользовались этой популярностью, чтобы утвердить свой авторитет. В те времена их статус лидирующей семьи Флоренции еще не был формально закреплен, и они были вынуждены расширять свое влияние с помощью, как сказали бы сейчас, soft power[3].

Во всяком случае, Джентиле да Фабриано написал свой знаменитый алтарный образ «Поклонение волхвов» еще в 1423 году по заказу Палы Строцци, самого богатого флорентийца того времени. Сейчас эта работа находится в галерее Уффици вместе с одноименным наброском Леонардо да Винчи и картиной Филиппино Липпи. Леонардо сюжет «Поклонение волхвов» заказали тоже не Медичи, а монахи-августинцы из монастыря Сан Донато в Скопето. Как и большинство работ да Винчи, эта осталась незавершенной. Художник так долго и тщательно разрабатывал композицию, жесты, позы персонажей, что, видимо, эмоционально перегорел и в итоге все бросил, а в 1482 году вообще уехал в Милан. Монахам ничего не оставалось, как поручить окончание работы Филиппино Липпи. Будучи серьезным художником, Липпи не стал завершать набросок Леонардо, а нарисовал собственную картину, правда, композиционно очень похожую. Очевидно, он сумел оценить новаторский подход да Винчи к выстраиванию мизансцены: первая линия фигур расположена дугой, Мадонна и сидящий у нее на руках Исус изображены в верхней точке этой дуги, по центру полотна. Таким образом, художник не стал загромождать передний план, чтобы между зрителем и Мадонной с младенцем не было препятствий и лишних деталей.

Тем не менее, без заказов Медичи иконография сюжета о трех королях-магах была бы на порядок беднее. Известно, что фреска «Поклонение волхвов» работы Фра Анджелико украшала келью Козимо Старого в Сан Марко (в сакристии этого монастыря заседало уже упомянутое братство). На эту же тему написано знаменитое тондо[4] Фра Филиппо Липпи (отца Филиппино Липпи), которое сейчас находится в Национальной галерее Вашингтона. Много работ осталось и во Флоренции. Например, в Уффици хранится еще одно тондо, приписываемое Доменико Гирландайо. Там же — две картины кисти Боттичелли, включая безусловный шедевр, на котором автор изобразил и себя.

И, конечно, самая грандиозная и помпезная интерпретация «Поклонения» — фрески капеллы волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди работы Беноццо Гоццоли. Здесь каждому королю и его многочисленной конной свите отведена отдельная стена. Из камерного, почти интимного акта поклонение только что рожденному Богу-сыну превращается в масштабное и торжественно-дипломатическое мероприятие. По всей видимости, это самое гламурное изображение эпохи кватроченто.

Что-то похожее на процессию Гоццоли, пусть и несколько скромнее, можно увидеть на улицах Флоренции 6 января каждого года. В честь праздника горожане устраивают костюмированное шествие, которое начинается от Палаццо Питти, более поздней резиденции Медичи. Участники в ренессансных нарядах под бой барабанов проходят через Понте Веккьо к площади Синьории, затем к кафедральному собору Санта Мария дель Фьоре, где волхвы возлагают свои дары у рождественского вертепа.

Формат шествия почти не изменился со времен Козимо Старого. Разве что сегодня в нем царит полное гендерное равенство — девушки не только украшают процессию своими шикарными бархатными и шелковыми платьями, но немало их и в рядах барабанщиков и знаменосцев. Последние устраивают настоящее шоу, которое можно увидеть только в городах Тосканы. Как правило, знаменосцы работают в парах, они синхронно подбрасывают свои флаги высоко вверх, а затем ловко подхватывают знамя своего партнера — на ходу, не глядя. Добиться такой слаженности, наверняка, не просто. Так что подготовка шествия на день Трех королей, по всей видимости, продолжается весь год.

В эпоху Медичи принцип разделения на отряды во время парада был прост: своих барабанщиков и знаменосцев выставляли различные ремесленные и торговые цеха, а также исторически сложившиеся городские кварталы. Сейчас средневековые цеха заменили клубы по интересам, а вот деление на кварталы по-прежнему существует. Как-то, проверяя прогноз погоды в своем смартфоне, я даже опешил: искал Флоренцию, а приложение с учетом геолокации выдавало мне прогноз для Санто Спирито — как выяснилось, именно так назывался район, в котором я находился.

Конечно, ярче всего такое архаичное деление на кварталы проявляется не во Флоренции, а в соседней Сиене, где 17 контрад (районов) дважды в год выясняют, кто круче, устраивая Палио — конные скачки без правил на центральной городской площади, пьяцца дель Кампо. Во Флоренции тоже существует подобное спортивное мероприятие — исторический футбол (Calcio Storico Fiorentino). Его корни уходят в седую старину, на несколько столетий традиция этих состязаний исчезла, но в 1933 году их возобновили.

В чемпионате, который разыгрывается в 20-х числах июня на площади перед базиликой Санта Кроче, принимают участие четыре команды, облаченные в наряды XVI века: «Белые» (квартал Санто Спирито), «Красные» (квартал Санта Мария Новелла), «Зелёные» (квартал Сан Джованни) и «Синие» (квартал Санта Кроче). В каждой команде 27 игроков: 4 вратаря, 3 защитника, 5 полузащитников и 15 нападающих. Финальный поединок между флорентийскими кварталами всегда приурочивают к 24 июня, Дню Святого Яна, более известному у нас как Купалье. Игра, конечно, мало напоминает современный футбол — скорее, что-то среднее между регби и средневековой игрой в мяч. Соперники активно используют силовые приемы, иногда это напоминает бой стенка на стенку. В 1606 году во время похожей игры в мяч, только в Риме, Караваджо, вспылив, убил соперника, тем самым он сломал себе жизнь и обрек себя на многолетние скитания по Италии.

В отличие от Палио и брутального исторического футбола шествие на Три короля во Флоренции — это состязание, в котором нет проигравших, день городского единения. Возможно, поэтому его так любят флорентийцы.

[1] «Поклонение волхвов» (перевод с итальянского).

[2] В дословном переводе с итальянского — (тысяча) 400-е годы. В истории итальянского искусства общепринятое обозначение XV века, соотносимое с периодом Раннего Возрождения.

[3] «Мягкая сила» (перевод с английского) — форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.

[4] То́ндо — круглая по форме картина или барельеф (сокращение от итал. rotondo — круглый).