Рим / Рым / Roma

Три римские иконы

На пьяцца Мадонна деи Монти есть неприметная греко-католическая церковь святых Сергея и Вакха, которую иногда называют Chiesa della Madonna del Pascolo — церковь Богоматери с Пастбища. Это неформальное название храм получил из-за принадлежащей ему иконы Мадонны дель Пасколо.

В 1718 году во время реставрации церкви на стене сакристии под слоем штукатурки был обнаружен образ Богоматери с младенцем Исусом. Фреска была отреставрирована, снята со стены и помещена в главный алтарь, где находится и поныне, заключенная в золотую ризу. Сегодня мало кто об этом знает, но найденное на стене церкви Сергея и Вакха изображение было копией чудотворной иконы Богоматери Жировичской, почитаемой в Беларуси как православными, так и католиками.

Следы этого происхождения сохранило итальянское название — Мадонна дель Пасколо. Pascolo с итальянского можно перевести как «пастбище», «выпас». Очевидно, что в XVIII веке район Монти был уже достаточно плотно застроен (фронтон церкви Сергея и Вакха так просто зажат между двумя зданиями), ни о каком пастбище здесь не могло идти и речи. А вот старобелорусское слово «жыр», откуда свое название получили Жировичи, как раз означало выпас, заливные луга по берегам Щары. То есть Мадонна дель Пасколо — это калька, буквальный перевод с белорусского «Богоматерь Жировичская».

Обретение этой святыни относится еще к XV веку. Согласно легенде, гуляя по лесу, дети-пастушки увидели яркий свет, исходивший от груши. В ветвях этого дерева они обнаружили небольшой (всего 6 на 4 см) овальный медальон из яшмы, на котором было вырезано изображение Богоматери с младенцем. Находку разместили в жировичской православной церкви. В середине следующего столетия, когда деревянная церковь сгорела в пожаре, каменный образ уцелел. Вскоре рядом с церковью был основан мужской монастырь, который в 1613 году отошел униатскому ордену базилиан. Архимандритом Жировичского монастыря в то время был Ясафат Кунцевич.

Постепенно икона обрела славу чудотворной. Ее одинаково почитали как православные, так и униаты с католиками. В частности, Богоматери Жировичской приписывали решающую роль в победе под Полонкой, одержанной в 1660 году объединенными силами Стефана Чарнецкого и Павла Сапеги над войсками князя Ивана Хованского. Исход этого сражения фактически развернул ход войны между Речью Посполитой и Россией, став отправной точкой для постепенного освобождения ВКЛ.

Гравюра XVII века с изображением иконы Богоматери Жировичской

Что касается Мадонны дель Пасколо из церкви Сергея и Вакха, то, скорее всего, фреска была написана еще в середине XVII века, когда храм передали базилианам. Впоследствии во время ремонта здания фреску закрыли штукатуркой. После 1718 года, когда произошло второе обретение образа Богоматери, с Мадонны сделали живописную копию (маслом на полотне), которую передали в Жировичи как дар «римского народа».

В 1726 году папская канцелярия, изучив сообщения о более чем 200 чудесах, сотворенных жировичской святыней, приняла решение о ее коронации (в католической традиции этот обряд проводится в отношении наиболее почитаемых икон). Золотые короны — одна для Богоматери, вторая для Исуса — были изготовлены в Риме и освящены лично Папой Бенедиктом XIII. Скорее всего, короновали именно римский список иконы, поскольку оригинал – на яшме – слишком миниатюрен.

Сам обряд состоялся 8 (20) сентября 1730 года, в день Рождества Девы Марии, в присутствии 38 тысяч верующих. Торжества длились 8 дней и порой больше походили на карнавал. В частности, в процессии, которая прибыла в Жировичи из Мира, маршировал полк янычар князя Радзивилла. В Слониме по дороге, ведущей в Жировичи, были построены 6 триумфальных арок: первая — на средства базилиан и жителей Слонимского повета; вторая — на деньги униатского митрополита Афанасия Шептицкого; третья ― воеводы виленского Людвига Потея; четвертая ― Радзивиллов; пятая ― канцлера и великого гетмана литовского Михаила Вишневецкого; наконец, шестую профинансировали Сапеги.

То ли после упразднения унии, то ли в годы Первой мировой войны следы римской живописной иконы потерялись. Уже в постсоветское время, после передачи слонимского костела Святого Андрея католической общине, это полотно было найдено там во время реставрации. Сейчас его можно увидеть в этом храме.

И еще один интересный факт. В июле 2013 года белорусскими учеными-голографистами по благословению епископа Новогрудского и Лидского Гурия была записана голографическая копия иконы Богоматери Жировичской. Таким образом, в настоящее время икона существует сразу в 4 форматах: на камне, в виде фрески, на картине и как голограмма.

***

Жировичская святыня была уже третьей по счету иконой, коронованной в ВКЛ. Первой в 1718 году короновали Трокскую (Тракайскую) Богоматерь — чудотворный образ, преподнесенный в дар Витовту византийским императором Мануилом II Палеологом. А пять лет спустя золотые короны получила Богоматерь Коденьская, которая попала в ВКЛ из Рима при весьма авантюрных обстоятельствах.

Кодень – это местечко неподалеку от Бреста, фактически его пригород, расположенный на западном берегу Буга. До разделов Речи Посполитой Кодень был частью ВКЛ, сейчас – территория польского Подляшья. С XVI века Кодень являлся резиденцией младшей ветви Сапегов.

Важнейшую роль в развитии города сыграл Николай Сапега по прозвищу Набожный. Свою молодость он провел в западноевропейских школах и университетах, учился в Вене, Трире, Майнце, Париже, Мадриде. Домой вернулся только в 1613 году, когда ему было уже за 30. Активно участвовал в политике, избирался послом на Сейм, занимал государственные должности, в частности, маршалка Литовского трибунала, брестского и минского воеводы, каштеляна виленского.

При этом Николай Сапега достаточно часто бывал за границей. Нам известно, что начиная с 1612 года он несколько раз посещал Италию и Рим. В один из таких приездов в Вечный город в 1630 году его удостоил аудиенцией Папа Урбан VIII. Понтифик предложил Сапеге принять участие в богослужении в своей личной часовне в Ватикане. Во время мессы владелец Коденьского замка, которому было почти 50 (почтенный для той эпохи возраст, неизбежно сопровождаемый множеством болезней и недугов), начал молиться у образа Богоматери.

Речь идет об иконе, которая согласно церковному преданию была написана еще в VI веке бенедиктинским монахом Августином (будущим первым архиепископом Кентерберийским) с деревянной скульптуры Мадонны, приписываемой самому евангелисту Луке. Впоследствии статуя была передана Папой Григорием Великим в кастильский монастырь в Гваделупе, поэтому такой тип изображения называют Грегорианская или Гваделупская Богоматерь.

После молитвы Николай Сапега почувствовал мощный прилив сил и принял резкое улучшение своего здоровья за свидетельство чудотворности иконы. Он загорелся идеей получить образ Гваделупской Богоматери для строящегося в Кодене храма Св.Анны. Однако Папа не захотел расстаться с иконой ни за какие деньги. Тогда Сапега подкупил слугу понтифика, который за 500 дукатов выкрал икону из часовни.

Несмотря на погоню, организованную шокированным понтификом, Сапеге удалось окольными путями доставить украденную святыню в свою резиденцию в Кодене, где ее до окончания строительства костела Св.Анны торжественно поместили в замковую каплицу (сейчас это церковь Святого Духа). Однако Урбан VIII не смирился с выходкой Сапеги и отлучил его от церкви. Следующие 5 лет магнат не мог участвовать в богослужениях, принимать таинства и даже переступать порог храма. Все это время он пытался добиться смягчения наказания, используя в качестве своего лоббиста папского нунция епископа Висконти. Задача для нунция была непростой, учитывая то, что Сапега заранее отверг вариант возвращения иконы в Рим.

Гравюра с изображением Богоматери Гваделупской (из Коденя)

В конечном итоге, приняв во внимание заслуги Николая Сапеги как защитника католичества в ВКЛ, Папа постановил в наказание за кражу святыни совершить паломничество в Рим. В 1636 году Сапега вновь прибыл в Вечный город, покаялся и получил прощение. Папа не только разрешил оставить Богоматерь Гваделупскую в Кодене, но и вручил Николаю Сапеге 100 церковных реликвий.

На этом месте я вынужден перейти к самой неприятной части рассказа. Дело в том, что описанные обстоятельства появления в Кодене иконы Богоматери Гваделупской не имеют никаких документальных подтверждений. Первое письменное упоминание кражи и отлучения относится к 1690-ому году: спустя полвека после смерти Николая Сапеги его история была выгравирована на серебряных пластинах, изготовленных для украшения иконы по заказу Казимира Владислава Сапеги, дальнего родственника героя авантюры.

По всей видимости, мы имеем дело с семейной легендой, придуманной с целью популяризации как самих Сапегов, так и образа Богоматери Коденьской. Хотя какие-то фрагменты этого нарратива наверняка опираются на реальные страницы биографии Николая Сапеги. По крайней мере, после него сохранились счета из путешествия в Рим за 1636 год, а также список реликвий, которые были привезены в Кодень из Италии и переданы местному приходу Св.Анны.

***

Санта Мария Маджоре на Эсквилинском холме — одна из четырех патриарших базилик Рима. Несмотря на многочисленные перестройки, храм в своей основе сохранил архитектурный план начала V века. Это хорошо заметно даже по плоскому деревянному потолку.

По преданию, Папе Либерию I и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить храм на том месте, где назавтра выпадет снег. В Риме снег даже зимой – это чудо. В данном случае событие имело место в ночь на 5 августа. Тем больше было удивление Папы, когда на утро он увидел белый Эсквилин. План церкви чертили прямо по снегу, а построенный позднее храм назвали Церковь Богоматери Снежной.

В базилике Санта Мария Маджоре, в капелле Боргезе, хранится бесценная византийская икона Девы Марии, которой приписывают чудо спасения Вечного города от чумы (откуда и ее название Salus Populi Romani или «Спасение римского народа»). Исследователи считают, что образ является одним из старейших византийских иконографических образцов, сохранившихся до наших дней, датируя икону VI веком. Судя по всему, в Рим она попала еще во времена Григория Великого.

Salus Populi Romani на гравюре

В XVII веке с иконы Salus Populi Romani начали делать копии, которые разошлись по многим уголкам мира. Одна из них была привезена из Рима провинциалом доминиканцев, видимо, итальянцем Томасом Консоли и подарена канцлеру Великого княжества Литовского Альбрехту Станиславу Радзивиллу. После смерти канцлера икона несколько раз поменяла хозяев, пока в 1664 году не была подарена студенческой конгрегации гродненского иезуитского коллегиума. С тех пор она известна как Матерь Божья Конгрегатская (Студенческая). С 1706 года, после окончания строительства иезуитского (сегодня фарного) костела Св.Франциска Ксаверия, икона хранится в этом храме.

В 1686 г. комиссия, созванная виленским епископом, признала икону чудотворной. А 28 августа 2005 г. образ Матери Божьей Конгрегатской был коронован папскими коронами.

Белорусская икона, хотя и является копией Salus Populi Romani, существенно отличается от оригинала. Прежде всего, это картина, выполненная масляными красками на медной пластине небольшого размера. Оригинальная икона существенно больше и написана на кипарисовой доске. Кроме того, копиист отошел от византийской манеры письма, придав картине отчетливые барочные черты. Но поскольку сегодня образ находится в серебряной ризе, этого практически не заметно.

Чествуется Богоматерь Конгрегатская 5 августа, в день, когда в далеком 352 году на Эсквилинском холме выпал снег.