Рим / Рым / Roma

Иль Джезу и Бернардони

В самом начале Корсо Виктора Эммануила II стоит Церковь Святого имени Исуса, название которой все сокращают до простого Иль Джезу. На мой взгляд, ее можно было бы назвать вторым знаковым храмом Рима после Сан Пьетро, хотя именно в таком качестве Иль Джезу никто не рассматривает.

В сущности, это не просто церковь, а идейно-эстетическая программа Контрреформации, разработанная в иезуитской творческой лаборатории. Это тщательно выверенный, ассиметричный ответ протестантскому минимализму и особенно радикальному кальвинистскому неприятию любых форм религиозного искусства.

Когда в 1568 году Джакомо да Виньола и Джакомо делла Порта приступили к строительству Иль Джезу, они даже не догадывались, что их детищем станет не просто храм, но новый стиль — барокко, который на два с лишним века определит внешний облик Рима, Европы, особенно Центральной и Восточной, и даже Латинской Америки.

Выходец из деревушки близ озера Комо Джан Мария Бернардони был одним из строителей Иль Джезу, возможно, простым каменщиком. За четыре года до этого его приняли в римский новициат Общества Исуса, иными словами, он стал послушником-иезуитом. Там его талант и усидчивость были замечены архитектором Джованни Тристано, которого назначили главным инспектором орденских строек. А иезуиты в то время осуществляли обширную строительную программу. К середине 1570-х Бернардони из ремесленника и помощника Тристано превратился в руководителя строек, ему поручали реализацию проектов в Неаполе и на Сардинии.

В конце 1583 года Бернардони получил новое назначение — ему предстояло далекое путешествие в польскую провинцию ордена, к которой административно относились и земли ВКЛ. Похоже, что конечным пунктом назначения изначально был Несвиж, резиденция Николая Криштофа Радзивилла Сиротки, который давно и настойчиво просил руководство Общества Исуса прислать ему способного архитектора. Однако польские иезуиты сами решили воспользоваться талантами Бернардони и отпустили его к Радзивиллу только в 1586 году.

Следующие 13 лет Джан Мария Бернардони реализовывал грандиозные архитектурные замыслы Сиротки, построив только в Несвиже и его окрестностях не менее полудюжины зданий, включая иезуитский коллегиум и костел Божьего Тела, в крипте которого находится фамильная усыпальница Радзивиллов.

Храм Божьего Тела стала первым архитектурным произведением в стиле барокко не только на территории Беларуси, но и всей Речи Посполитой. Если внимательно посмотреть на этот костел, хорошо видно, что он фактически повторяет Иль Джезу. Конечно, с учетом разницы в размерах и более скромных материалов отделки фасада. Такое подобие вовсе не плагиат — Иль Джезу сознательно копировался иезуитами, воспроизводился в самых далеких провинциях ордена. В каком-то смысле это был первый типовой архитектурный проект. Позднее Бернардони возведет еще один похожий храм — костел Петра и Павла в Кракове.

В Несвиже Бернардони не только проектировал и руководил строительством. В 1984 году белорусский историк Георгий Голенченко обнаружил в отделе рукописей Национальной библиотеки Украины 128-страничный альбом, состоящий из рисунков, проектов и эскизов, копий из западноевропейских трактатов по зодчеству второй половины ХVI века. Как показало дальнейшее изучение находки, автором большинства рисунков, вероятнее всего, является сам Джан Мария Бернардони.

Очевидно, он создал компиляцию из трактатов современных ему архитекторов первой величины — Джакомо Виньолы, Себастьяна Серлио, Андреа Палладио и Ганса Блума — в дидактических, образовательных целях. Используя «кодекс Бернардони» (это название альбом получил в научных кругах) как наглядное пособие и учебник, итальянский зодчий, по-видимому, готовил себе преемников.

Мы знаем как минимум об одном ученике — Яне Франкевиче. Выходец из Минска, он до встречи с Бернардони не имел никакого отношения к строительству и архитектуре — работал то ли скорняком, то ли пекарем в Несвиже. Затем участвовал в строительстве костела Божьего Тела. Полученного опыта и переданных Бернардони знаний Франкевичу хватило на то, чтобы уже в 1596 году самостоятельно спроектировать костел Св.Казимира в Вильно — первый барочный храм в городе, строительство которого, среди прочих, щедро профинансировал канцлер ВКЛ Лев Сапега.

Перед немного громоздким фасадом Иль Джезу осознаешь, как просто и одновременно сложно устроено историческое развитие: приняв эстафету от Виньола и делла Порта, Бернардони передал ее Яну Франкевичу, а тот, в свою очередь, дальше. Так, по сути, всего несколько человек определили архитектурный облик того, что мы ассоциируем с белорусской стариной, Золотым веком ВКЛ.